07.09.2023

Онк 140 не показывает массу груза. Руководство по эксплуатации. При аварийном отключении питания настройку ограничителя


Ограничитель нагрузки крана

ОНК - 140

Инструкция по монтажу, пуску

и регулированию

ЛГФИ.408844.009-12 ИМ

1 Общие указания

2 Меры безопасности

3 Монтаж ограничителя на кране

3.1 Состав изделия

4.6 Настройка канала веса груза

4.7 Настройка канала пути

4.7.1 Настройка датчика пути передвижения

4.7.2 Занесение координатной защиты по максимальной границе пути

4.8 Настройка канала высоты

4.8.1 Настройка канала измерения высоты

4.8.2 Ввод координатной защиты по максимальной высоте подъема крюка

4.9 Занесение даты установки ограничителя на кран

5 Ввод координатной защиты

5.1 Общие положения

5.2 Сброс координатной защиты

5.3 Ввод ограничения "Ломаная стена для стрелы"

5.4 Ввод ограничения "Ломаная стена для крюка"

6 Комплексная проверка

7 Сдача смонтированного и состыкованного изделия

Приложение А - Код типа крана 23

Настоящая инструкция является руководящим документом при монтаже и регулировании ограничителей грузоподъемности ОНК-140-35, -53 (в дальнейшем - ОНК или ограничитель) на кране.


Инструкция предназначена для наладчиков крановых заводов и специалистов ремонтных и сервисных предприятий, а также инженерно-технических работников (ИТР) по содержанию грузоподъемных механизмов в исправном состоянии.

В инструкции изложены: указания по монтажу составных частей ОНК на кране, порядок их подключения к электросхеме крана, настройка и проверка работоспособности ОНК.

При проведении работ по монтажу и пуску ограничителя грузоподъемности на кране дополнительно следует руководствоваться паспортом ЛГФИ.408844.009-01 ПС и руководством по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-35 РЭ.

1 Общие указания

К работам по монтажу и пуску ограничителя на кране допускаются специалисты, изучившие настоящий документ, руководство по эксплуатации и имеющие соответствующее удостоверение на проведение пуско-наладочных работ приборов безопасности на кране.

Для проведения настройки ограничителя на кране необходимы:

Набор аттестованных испытательных грузов, масса которых измерена с погрешностью не более ± 1 %;

Рулетка металлическая с допустимым отклонением длины не более ± 0,20 мм (например, ЗПК3-100АУЛ/1 ГОСТ 7502-98). Длина рулетки при измерении вылета должна быть не менее его максимального значения вылета для данного типа крана;

Термометр для измерения температуры окружающей среды (воздуха) в диапазоне от минус 40 до плюс 40 °С с погрешностью не более ± 3 °С (например, ТЛ-15 ГОСТ и СП-29 ТУ8);

Радиопереговорное устройство с радиусом действия не менее 100 м (например, "Pocket Comm Light" фирмы "FREI", Германия).

Перед вводом изделия в эксплуатацию провести внешний осмотр изделия:

Извлечь изделие из транспортной тары;

Проверить наличие и целостность органов управления и индикации на передней панели блока обработки данных;

Проверить целостность покрытий, окраски и пломбировки составных частей ОНК.

2 Меры безопасности

Блок питания и выходных реле (БПВР) ограничителя является источником опасности для обслуживающего персонала и при его эксплуатации необходимо руководствоваться "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденными Главгосэнергонадзором РФ.

Заземляющий провод и корпус БПВРа должны иметь надежный контакт с металлической конструкцией крана.

Запрещается работать при снятой крышке БПВР.

3 Монтаж ограничителя на кране

3.1 Состав изделия

Таблица 1 - Состав ОНК-140-ХХ (ХХ - 35 или 53)

Наименование составной части

Тип, маркировка

Обозначение

Кол., шт.

Блок обработки данных

ЛГФИ.408843.005-ХХ

Блок питания и выходных реле

ЛГФИ.484461.002

Преобразователь усилия

ЛГФИ.404176.011

Датчик перемещения (азимута *)

ЛГФИ.401161.004

Датчик перемещения (вылета)

ЛГФИ.401161.004

Датчик перемещения (пути)

ЛГФИ.401161.004

Датчик перемещения (высоты **)

ЛГФИ.401161.004

Датчик скорости ветра

ЛГФИ.685622.024

ЛГФИ.685622.024

ЛГФИ.685622.025

ЛГФИ.685622.025

ЛГФИ.685622.026

ЛГФИ.685622.026

*) Датчик угла поворота платформы.

**) Датчик длины каната

3.2 Установка блока обработки данных

Установить БОД, габаритные и присоединительные размеры которого показаны на рисунке 1, на передней стенке кабины крана или в его пульт управления.


Элементы крепления БОДа и его внешних соединительных жгутов должны обеспечивать возможность поворота или быстрого демонтажа блока для доступа к его боковой крышке (доступ к элементам настройки).

Рисунок 1 - Габаритные и присоединительные размеры БОДа

3.3 Установка блока питания и выходных реле

Установив БПВР, присоединительные размеры которого показаны на рисунке 2, разъемами вниз, закрепить его на стенке кабины крана тремя винтами М5 так, чтобы корпус блока имел надежный электрический контакт с металлоконструкцией крана.

https://pandia.ru/text/78/411/images/image003_182.gif" width="443" height="281">

Рисунок 3 - Преобразователь усилия

3.5 Установка датчиков перемещения

Входящие в состав ограничителя четыре датчика перемещения (ДП), выполняющие на кране функции датчиков вылета, высоты, пути передвижения и азимута, имеют единое конструктивное исполнение.

При монтаже ось датчика (через переходную муфту и дополнительный редуктор) необходимо соединить с осью редуктора, который, в свою очередь, должен быть связан:

С осью лебедки, перемещающей грузовую тележку, для датчика вылета;

С осью грузовой лебедки для датчика высоты;

С механизмом перемещения для датчика пути передвижения;

С осью вращения крана для датчика азимута.

Датчика необходимо установить таким образом, чтобы его жгут был направлен вниз (для исключения стока воды по жгуту внутрь датчика).

Проверка ограничителя с контрольными грузами" руководства по эксплуатации ЛГФИ.408844.009-35 РЭ.

Регулировка ОНК проводится в режиме НАСТРОЙКА. При работе в этом режиме необходимо соблюдать осторожность, так как в нем разрешены все движения крана, и сигналы на останов крана по перегрузке не формируются.

ВНИМАНИЕ! для исключения потери параметров настройки, запрещается снимать и подавать питание на ограничитель В режиме НАСТРОЙКА. при аварийном отключении питания настройку онк по соответствующему подразделу инструкции необходимо выполнить повторно.

В режиме НАСТРОЙКА на индикаторы жидкокристаллические цифровые (ИЖЦ) блока обработки данных выдаются:

На верхней ИЖЦ - номер (код) настраиваемого параметра (см. таблицу 2);

На средний ИЖЦ - значение настраиваемого параметра;

На нижний ИЖЦ - процент использования разрядной сетки АЦП (не контролировать).

Таблица 2

Параметр

наименование

Код типа крана

Не используется

Температура окружающего воздуха *

Температурный коэффициент ухода нуля ПрУ

Истинное усилие на ПрУ **

Угол поворота платформы крана (угол азимут)

Масса поднимаемого груза

Не используется

Не используется

Длина подкранового пути

Координатная защита по максимально-допустимой длине подкранового пути

Высота подъема крюка

Максимально-допустимая высота подъема крюка

Работа крюком или грейфером

Ввод координатной защиты для стрелы

Ввод координатной защиты для крюка

* ) Используется для автоматической корректировки температурного ухода нуля ПрУ.

** ) ПрУ настраивается на стенде

При отображении на верхнем ИЖЦ кода "НХХ" возможен только контроль измеряемого параметра, а также переход (путем нажатия кнопки ВЫБОР "П") к просмотру следующего параметра.

При отображении кода "НХХ.0" возможна установка нуля параметра.

При коде "НХХ.1" производится установка максимального значения параметра и его занесение.

Примечания

4.1 Подготовка ОНК к регулированию

Перед выполнением любых регулировок ограничитель должен быть выдержан во включенном состоянии не менее 5 мин.

4.1.1 Снять крышку окна БОДа, открывающую доступ к регулировочным резисторам и переключателю РАБОТА - НАСТРОЙКА (см. рисунок 5).

Рисунок 5

4.1.2 Установить переключатель РАБОТА - НАСТРОЙКА в положение РАБОТА.

Включить тумблер ПИТАНИЕ на БПВРе и проконтролировать загорание индикатора ВКЛ на передней панели БОДа (см. рисунок 6).

Нажать и отпустить кнопку СБРОС. После прохождения теста ограничитель должен перейти в рабочий режим и на ИЖЦ должны отображаться значения параметров крана.

Если после прохождения теста самоконтроля на верхний ИЖЦ выдается какой-либо код неисправности датчика или его цепей (см. таблицу 4 ЛГФИ.408844.009-35 РЭ), устранить неисправность в соответствии с рекомендациями таблицы 4 руководства по эксплуатации.

4.2 Ввод кода программы (типа крана)

4.2.1 Подать питание на ограничитель.

Установить переключатель РАБОТА - НАСТРОЙКА в положение НАСТРОЙКА

4.2.2 Нажимая кнопку ВЫБОР "П" (36), набрать на верхнем индикаторе код "Н00" (индикация типа крана).

Кнопкой 44 установить на верхнем ИЖЦ код "Н00.1" (см. рисунок 7). При этом на средний ИЖЦ выдается код типа крана в соответствии с таблицей

Показания нижнего ИЖЦ не контролировать.

Примечания

1 Набор кода настраиваемого параметра кнопкой ВЫБОР "П" возможен лишь тогда, когда на верхнем ИЖЦ отображается код параметра "НХХ".

2 При кодах "НХХ.0" (настройка нуля) и "НХХ.1" (настройка максимального значения) набор невозможен. В этом случае для выбора кода настраиваемого параметра необходимо предварительно набрать кнопкой 44 код "НХХ".

Кнопками "+" (37) и "-" (38) установить на среднем ИЖЦ код типа крана в соответствии с таблицей

Нажать кнопку "W" (40).

Установить переключатель РАБОТА - НАСТРОЙКА в положение РАБОТА.

4.3 Настройка канала вылета

Настройку канала вылета производить без груза.

4.3.1 Подать питание на ограничитель.

4.3.2 Установить (с погрешностью не более ± 2 см) по рулетке минимальный вылет крюка для данного типа крана (по грузовой характеристике).

Нажимая кнопку ВЫБОР "П" (36), добиться появления на верхнем ИЖЦ сообщения "Н01" (настройка вылета).

При этом на ИЖЦ выдаются:

На средний ИЖЦ - значение вылета;

На нижний ИЖЦ - процент использованного диапазона сопротивления датчика. При минимальном вылете он должен быть равен 5±2.

Если число на нижнем индикаторе не укладывается в диапазон 3-7, необходимо, поворачивая ось датчика, выставить на индикаторе число 5±2.

Законтрить ось датчика.

Нажимая кнопку 44, набрать на верхнем ИЖЦ код "Н01.0" (см. рисунок 8).

Нажать кнопку "¿ " (40).

Н01.1" (см. рисунок 9).

Нажимая кнопки "+" (37) и "-" (38), набрать на среднем ИЖЦ значение максимального вылета крюка для данного типа крана.

Примечания

1. Если удерживать кнопку в нажатом состоянии более 5 с, то изменение числа происходит автоматически.

2 Набор кода настраиваемого параметра кнопкой ВЫБОР "П" возможен лишь тогда, когда на верхнем ИЖЦ отображается код параметра "НХХ".

3 При кодах "НХХ.0" (настройка нуля) и "НХХ.1" (настройка максимального значения) набор невозможен. В этом случае для выбора кода настраиваемого параметра необходимо предварительно набрать кнопкой 44 код "НХХ".

Нажать на время 1 с кнопку "¿ " (40) и, проконтролировав короткий звуковой сигнал, отпустить кнопку.

Нажимая кнопку 44, набрать на верхнем ИЖЦ код "Н00".

4.3.4 Установить переключатель в боковом окне БОДа в положение РАБОТА.

4.4 Настройка канала усилия

4.4.1 Настройка канала измерения температуры окружающего воздуха

Установить переключатель в боковом окне БОДа в положение НАСТРОЙКА. Нажимая кнопку ВЫБОР "П" (36), добиться появления на верхнем ИЖЦ кода "Н03" (настройка канала измерения температуры). При этом на средний ИЖЦ выдается значение измеренной температуры окружающего воздуха.

Примечания

1 Набор кода настраиваемого параметра кнопкой ВЫБОР П возможен лишь тогда, когда на верхнем ИЖЦ отображается код параметра "НХХ".

2 При кодах "НХХ.0" (настройка нуля) и "НХХ.1" (настройка максимального значения) набор невозможен. В этом случае для выбора кода настраиваемого параметра необходимо предварительно набрать кнопкой 44 код "НХХ".

Измерить термометром температуру окружающего воздуха.

Если величина измеренной температуры воздуха отличается от выдаваемой на средний ИЖЦ более чем на ± 3 °С, нажатием кнопки 44 установить на верхнем ИЖЦ код "Н03.1", а затем, нажимая кнопки "+" (37) и "-" (38), установить, контролируя по показаниям среднего ИЖЦ, значение температуры, равное показаниям термометра (см. рисунок 10).

Нажать на время 1 с кнопку "W

Нажимая кнопку 44, набрать на верхнем ИЖЦ код "Н03".

Установить переключатель в боковом окне БОДа в положение РАБОТА.

4.4.2 Занесения температурного коэффициента преобразователя усилия

Подать питание на ограничитель. Установить переключатель РАБОТА - НАСТРОЙКА в положение НАСТРОЙКА

Нажимая кнопку ВЫБОР "П" (36), добиться появления на верхнем ИЖЦ кода "Н04" (занесение температурного коэффициента ПрУ). При этом на средний ИЖЦ выдается значение коэффициента, занесенное ранее в память ОНК.

Н04.1", а затем, нажимая кнопки "+" (37) и "-" (38), установить на среднем ИЖЦ требуемое (маркированное на жгуте ПрУ) значение коэффициента (см. рисунок 11 для коэффициента М11). При этом следует учитывать, что знак плюс на индикаторе не отображается, а знак минус отображается символом " - ".

Нажать на время 1 с кнопку "W " и, проконтролировав короткий звуковой сигнал, отпустить кнопку.

Нажимая кнопку 44, набрать на верхнем ИЖЦ код "Н04".

Установить переключатель в боковом окне БОДа в положение РАБОТА

4.4.3 Настройка канала измерения усилия

Данная операция производится на стенде на заводе-изготовителе ОНК или в ремонтных организациях, а на кране выполняется только в случае крайней необходимости.

Суть настройки сводится к тому, чтобы индикатор ОНК показывал реальное усилие на датчике (ПрУ).

Подать питание на ограничитель.

Установить переключатель РАБОТА - НАСТРОЙКА в положение НАСТРОЙКА.

4.4.3.1 Нажимая кнопку ВЫБОР П (36), добиться появления на верхнем ИЖЦ кода "Н05" (настройка канала усилия). При этом на средний ИЖЦ выдается значение измеренного усилия.

Освободить крюк от груза.

Установить на среднем индикаторе величину усилия равной 30,0 с помощью подстроечного резистора R1.

4.4.3.2 Поднять груз максимально-допустимой массы для данного типа крана.

Нажимая кнопку 44, установить на верхнем ИЖЦ код "Н05.1".

Нажимая кнопки "+" (37) и "-" (38), установить на среднем индикаторе величину усилия равной 300-500.

ОНК-140 предназначен для предупреждения опрокидывания и поломки металлоконструкций грузоподъемных кранов различного назначения при подъеме груза, для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, работе в стесненных условиях или вблизи ЛЭП.

Технические характеристики

Применяемость

ОНК-140 выпускаются для следующих типов кранов:

  • Самоходные на автомобильном и гусеничном шасси с гидравлической или решетчатой стрелой
  • Башенные с балочной стрелой
  • Железнодорожные краны
  • Краны-трубоукладчики
  • Мостовые и козловые краны

Ограничитель для башенных кранов (ОНК-140-35, ОНК-140-53) дополнительно комплектуются датчиками ветра, датчиком пути и высоты подъема крюка, в нем предусмотрена сложная координатная защита типа ломанной линии с шестью точками перегиба отдельно для крюка и стрелы. Все датчики перемещения имеют редуктор 50:1. Ограничитель выдает предупредительный сигнал в схему автоматики крана при приближении загрузки крана к предельной, для снижения скорости работы механизмов, а также при приближении к введенной или встроенной координатной защите.

В состав ограничителей для башенных, железнодорожных (ОНК-140-41), мостовых и дизель-электрических (ОНК-140-15-38) кранов входит блок питания и выходных реле, который преобразует напряжение 220Вx50Гц в напряжение +24В и обеспечивает коммутацию электрических цепей крана 380Вx16А.

Ограничитель для кранов трубоукладчиков (ОНК-140-20, ОНК-140-46) имеет в своем составе датчик продольного и поперечного крена, который позволяет контролировать работу машины на наклонных поверхностях.

Лицензия на выпуск приборов безопасности № 43.И–01/2250–ПТО от 24.04.98 г. Нижегородского округа Госгортехнадзора РФ.

Особенности

Возможности системы безопасности ОНК-140:

ОНК-140 для самоходных кранов выдает информацию на жидкокристаллические индикаторы о фактической массе поднимаемого груза, предельной грузоподъемности, степени загрузки крана, величине вылета, высоте подъема оголовка стрелы, угле наклона относительно горизонта, величине продольного и поперечного крена, о скорости ветра.

Ограничитель сигнализирует:

  • зеленой лампой “Норма” — о нормальном режиме работы грузоподъемного механизма крана;
  • желтой (или зеленой) лампой “90 %” и прерывистым звуковым сигналом о том, что подъемный механизм загружен более чем на 90 %;
  • красной лампой “Стоп” и звуковым сигналом, с блокировкой подъемных и поворотных механизмов — при превышении максимально допустимой массы груза на крюке при данном вылете. В данной ситуации разрешены только операции опускания груза, уменьшение вылета стрелы.

Встроенный в ОНК-140 регистратор технических характеристик (блок телеметрической памяти) обеспечивает запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана, а также о степени нагрузки крана в течение всего срока службы ограничителя. Ограничитель ОНК-140 комплектуется модулем защиты от опасного напряжения. Его установка обеспечивает своевременное оповещение крановщика о наличии ЛЭП в непосредственной близости от крана и защиту от поражения током. В ограничителе предусмотрено 4 вида координатной защиты: «стена», «потолок», работа в секторе по азимуту («левый», «правый» угол). Установка защиты позволяет производить работы крана в стесненных условиях (под ЛЭП, вблизи и между зданий) без опасения столкновения стрелы крана с препятствием.

По желанию покупателя ограничитель ОНК-140 может измерять текущее значение следующих параметров:

  • температура охлаждающей жидкости двигателя подъемной установки;
  • температуру и давление масла в двигателе подъемной установки;
  • давление масла в любых трех магистралях гидросистемы;

т.е. фактически выполняет и функции контрольно-диагностической системы.

Степень защиты составных частей ОНК:

  • 1Р50(1Р54) –для блоков исполнения У(Т);
  • 1Р55 –для датчиков исполнения У и Т;

По желанию заказчика система может быть упрощена уменьшением количества измеряемых параметров (количеством применяемых датчиков). Адаптирование системы безопасности кранов ОНК-140 к грузоподъемному механизму осуществляется поставщиком.

Прибор безопасности грузоподъемных кранов ОНК-140 (ограничитель нагрузки крана ОНК 140)

Цифровой прибор безопасности подъемных кранов ОНК-140 появился в 90-х годах. До недавнего времени это был единственный современный отечественный ограничитель грузоподъемности - и "Арзамасский приборостроительный завод", производивший ОНК-140, поставлял эти приборы практически на все российские крановые заводы.

Сейчас ОНК-140 устарел и постепенно снимается с производства. Однако, малыми сериями он все еще выпускается.

Современные конкуренты ОНК-140 - это его же преемник ОНК-160С, ОГМ-240 а также прибор ПБК-1.

Ограничитель нагрузки (грузоподъемности) крана ОНК 140 применяется на:

Автокранах (автомобильных кранах)

Башенных кранах (две модификации)

Самоходных кранах на колесных спецшасси

Самоходных кранах на пневмоходу (пневмоколесниках)

Руководство по эксплуатации прибора ОНК-140

Ограничитель ОНК 140 обеспечивает:

Защиту от опрокидывания при перегрузке с помощью датчиков длины стрелы, угла и давления, подающих информацию на блок обработки данных

Защиту от опрокидывания при проваливании опор крана в мягкий грунт - с помощью маятникового датчика угла, измеряющего абсолютный угол подъема стрелы

Координатную защиту (защиту от контактов с посторонними предметами в стесненных условиях)

Защиту в зоне ЛЭП - с помощью модуля защиты от опасного напряжения (МЗОН)

Запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана

Прибор ОНК-140 обладает многофункциональным табло, на котором отображает цифровую информацию:

О моменте опрокидывания крана Мопр относительно его максимального значения

О величине вылета крюка R, в метрах

- о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах

О длине стрелы L, в метрах

О высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах

О максимальной грузоподъемности Q max (в тоннах) на данном вылете R

Об угле азимута поворотной платформы g , в градусах

Об угле наклона стрелы относительно горизонта a , в градусах

О температуре окружающей среды

О температуре охлаждающей жидкости двигателя, в градусах Цельсия (при установке дополнительного датчика температуры)

О давлении масла в двигателе Рм , в атмосферах (при установке дополнительного датчика давления)

О температуре масла в гидросистеме t о, в градусах Цельсия (при установке дополнительного датчика температуры)

О величинах трех давлений в гидросистеме крана Р 1 , Р 2 , Р 3. в атмосферах

Прибор ОНК140 состоит из следующих частей:

Блок обработки данных БОД

Модуль защиты от опасного напряжения МЗОН-1 или МЗОН-1-01 (на всех модификациях с буквой "М" после номера. Например, ОНК-140-25М)

Преобразователь давления ПрД ЛГФИ 406233001 (для кранов с жесткой гидравлической подвеской стрелы. На кранах с гибкой подвеской решетчатой стрелы применяется преобразователь усилия ПрУ )

Датчик угла маятниковый ДУГМ1 ЛГФИ 401221005

Датчик угла (азимута) ДА ЛГФИ 401221003

Датчик длины стрелы с барабаном (для кранов с телескопической стрелой) ДДС

- жгут соединительных проводов ЛГФИ 685623005

Масса прибора - от 11 кг для модификации 26М (без кабельного барабана в картонной коробке) до 50 кг для 01М (с кабельным барабаном в деревянном ящике).

Упаковка. Раньше была либо в деревянном ящике, сейчас - в двойном картонном, с прокладками. В общем, тоже очень качественная.

Установка прибора ОНК-140:

Совсем подробно об установке прибора на кран рассказывать не будем - долго, и для разных кранов установки различается. Приведем краткий перечень работ по установке ограничителя ОНК-140-25М на кран КС-3577 "Ивановец". Итак, что нужно сделать:

Установить МЗОН на оголовке стрелы на специально подготовленном кронштейне (не входит в комплект ОНК-140). Здесь заметим, что сверлить стрелу нельзя - можно прослабить, а значит, все кронштейны крепятся на сварке.

Установить кабельный барабан на приваренном кронштейне (также не входит в комплект поставки ОНК-140). Закрепить конец троса барабана на оголовке выдвижной секции стрелы на предварительно приваренном кронштейне (не входит в комплект поставки ОНК-140).

Установить ДУГМ на стреле на предварительно приваренном кронштейне (не входит в комплект поставки ОНК-140) либо приваренных бобышках с резьбой.

Приварить уголки либо другие детали для фиксации на стреле кабелей от ДД (барабана) и от ДУГМ.

С помощью специальных переходников подключить датчики давления к штоковой и поршневой полостям гидроцилиндра подъема стрелы. Переходники не входят в комплект поставки ОНК-140. Провести кабеля от датчиков давления к кабине крана.

Разобрать токосъемник и с помощью переходника (не входит в комплект ОНК-140) установить датчик азимута, затем собрать токосъемник.

Закрепить БОД в кабине крановщика таким образом, чтобы был свободный доступ к разъемам на его тыльной части

Подсоединить электрически МЗОН на оголовке стрелы, протащить в кабину кабеля от всех датчиков, разместить их излишки и подсоединить к БОД. Здесь отметим, что все датчики снабжены кабелями изрядной длины с разъемами. Это хорошо, т.к. не нужно эти разъемы перепаивать, но из-за избыточной длины кабелей образуются излишки, которые приходится размещать в кабине.

Подключить к клеммной колодке крана отдельные провода для подачи на БОД питания, провода на контакты реле БОД и др.

Вывести на отдельную кнопку блокировку концевых выключателей для координатной защиты

Настроить датчик длины и ДУГМ (для этого требуются измерения рулеткой вылета)

Отъюстировать прибор с контрольными грузами, проверить срабатывание ограничения по перегрузу, по координатной защите и работу кнопки блокировки концевика

Как видите, объем работы совсем не мал, причем установочные детали и кронштейны крепления датчиков приходится изготавливать самостоятельно. И первый раз это делается методом проб и ошибок.

Поэтому не удивляйтесь, если фирма-установщик хочет за такую работу стоимость прибора или выше. Ведь в этой цене не только стоимость солидного объема работы квалифицированных установщиков, но и стоимость установочных деталей, и опыт - сын ошибок трудных, а это интеллектуальная собственность.

На другие краны сложность установки может быть и меньше. Однако учтите, что если кран редкий, то опять-таки, возникает вопрос в установочных деталях - сделать их, конечно, можно, но опять-же, время и подгонка... Так что в среднем уровень сложности примерно такой.

Преимущества ограничителя ОНК 140:

В целом прибор сделан на достаточно высоком уровне качества.

Сейчас в России это один из самых массовых комплексных приборов безопасности кранов, находящихся в эксплуатации. Так что наладчики, умеющие работать с ОНК 140, есть.

Вам не придется заниматься дооборудованием крана другими приборами безопасности - ОНК 140 отвечает требованиям Ростехнадзора сегодняшнего дня.

Некоторое время назад остро стояла проблема запасных частей к прибору, но сейчас практически все, что может сломаться у ОНК-140, у нас есть в наличии по заводским ценам.

Недостатки ограничителя ОНК-140:

Наверное, самый главный недостаток ограничителя ОНК 140 на сегодняшний день - он почти снят с производства. Часть модификаций заказать уже нельзя, другие (например, ОНК-140-25М, ОНК-140-01М) еще выпускаются. Но непонятно, надолго ли.

В связи с этим возникают сомнения в будущем выпуске запчастей для ОНК 140. В свое время этот вопрос был довольно острым для предшественника ОНК-140, ограничителя ОНК МП-120 - после снятия его с производства запчасти были в большом дефиците.

В настоящий же момент большую часть запчастей к ОНК-140 можно купить вполне свободно, но периодически возникают дефициты на некоторые позиции.

Можно еще сказать, что ОНК-140 оснащен устаревшим регистратором параметров. За от время, пока производится ОНК-140, РД по регистрации параметров менялись несколько раз. Но это недостаток скорее теоретический. На практике же как максимум возможно некое недоумение у человека, привыкшего к современным программам, при виде программы регистратора ОНК-140. Она выполнена в интерфейсе DOS и до последнего времени не имела привязки к реальному календарю и часам.

Не так давно в БОД ОНК-140 были внедрены часы реального времени, и теперь его регистратор параметров удовлетворяет современным требованиям. Однако моральная старость прибора в этом аспекте, конечно же, чувствуется.

Еще недостаток по регистратору параметров - считывающее устройство СТИ-1 не входит в комплект поставки, а при заказе стоит совсем не дешево. Как утешение - у СТИ-1 информация с четырех приборов может храниться одновременно.

Имеет ли смысл устанавливать ОНК-140?

Как мы обычно говорим, ограничитель ОНК-140 имеет смысл установить вместо такого же прибора, вышедшего из строя. Обычно можно ограничиться покупкой блоков, вышедших из строя. Но, если сломался, например, БОД и несколько датчиков, имеет смысл купить прибор целиком - а оставшиеся датчики положить в ремфонд. Так получается существенно дешевле - если, конечно, Ваша модификация прибора еще производится.

Если же на Ваших кранах установлен устаревший ограничитель типа АСУ ОГП, ОНК МП-120, ОНК-М, ОГБ-3 и необходимо его обновить чем-то более свежим, то мы рекомендуем другие приборы.

В первую очередь это ПБК-1 , но также вполне можно использовать и ОГМ-240. Ограничитель ОНК-160С, к сожалению, все еще считается новым прибором, и с поставкой запчастей пока есть сложности.

Как заказать ограничитель ОНК 140?

Для заказа прибора ОНК 140 Вам необходимо знать его модификацию - или выбрать ее из списка кранов.

Прибор безопасности грузоподъемных кранов (ограничитель нагрузки) ОНК-160, ОНК-160С

Ограничитель ОНК 160 - это последователь прибора ОНК-140. А ОНК-160С - это замена прибора ОНК-140 для автомобильных и самоходных кранов.

В состав прибора ОНК-160С входят следующие компоненты:

Блок отображения информации БОИ

На внешнем индикаторном табло отображает информацию о работе ограничителя. Например, текущую длину стрелы, предельно допустимую и текущую нагрузку на крюке и т.д.

Внутри блока расположена плата контроллера - фактически, аналог материнской платы персонального компьютера, а также элементы, отвечающие за питание ограничителя грузоподъемности.

Датчик наклона стрелы ДНС

Предназначен для измерения угла наклона стрелы крана - от этого зависит текущая разрешенная грузоподъемность.

Датчик длины стрелы ДДС

С его помощью определяется текущая длина стрелы, если у крана она телескопируемая, а также передаются питание на оголовок стрелы и сигнал от контроллера оголовка КОС.

В состав данного датчика также входят:

Устройство пружинное УПр-02

Или пружина отдельно

Датчик вылета ДВ

Датчик, в который интегрированы ДДС и ДНС. Т.е. данный датчик измеряет и угол наклона стрелы, и ее длину. В его состав также входит устройство пружинное, а также:

Плата управления 043-05 (для некоторых ДВ)

Контроллер оголовка стрелы КОС

Аналог модуля защиты от опасного напряжения МЗОН прибора ОНК-140. Предназначен для обнаружения в опасной близости от стрелы крана линй электропередач переменного тока.

Контроллер поворотной части КПЧ, контроллер неповоротной части КНЧ.

Служебные части прибора ОНК-160. Предназначены для коммутации датчиков, установленных на поворотной и неповоротной частях подъемного крана, и блока обработки информации.

Датчик азимута

Предназначен для контроля за поворотной платформой крана. В случае наличия опасных для крана помех в зоне его работы возможно выставление координатной защиты по углу поворота (т.н. "стена") и по подъему стрелы ("потолок").

Датчик давления цифровой ДДЦ, датчик давления аналоговый ДДА.

Устанавливаются в поршневую и штоковую полости гидроцилиндра подъема стрелы. Предназначены для определения текущего веса поднимаемого груза.

Датчик угла маятниковый цифровой ДУГМЦ

Предназначен для определения текущего угла наклона стрелы. Не имеет механического поводка, в корпус встроена микросхема, определяющая свое положение относительно горизонта бесконтактным образом.

Датчик усилия цифровой ДУЦ

Устанавливается взамен датчиков давления ДДА и ДДЦ на краны с электрическим приводом подъема стрелы.

Также прибор может быть укомплектован другими датчиками необходимыми для работы прибора на конкретном кране.

Руководство по эксплуатации прибора ОНК-160

Основные отличия прибора ОНК-160С от ОНК-140:

Все датчики теперь цифровые. Т.е. сами-то датчики, конечно, аналоговые, но в них встроен аналогово-цифровой преобразователь. И теперь связь между блоком и датчиками цифровая, а значит, более помехозащищенная;

Другая сторона этой медали - датчики у ОНК-140 и ОНК-160 невзаимозаменяемы.

Датчик угла теперь объединен с датчиком длины стрелы - меньше сварных работ;

Память БОД теперь на бОльшее число кранов - значит, модификаций стало меньше;

Регистратор параметров отвечает современным требованиям и приобрел более современный интерфейс. Считывающее устройство, как и раньше, в комплект поставки не входит;

Изменился в более удобную сторону интерфейс настройки прибора. Как и прежде, это делается с помощью средств самого прибора, без дополнительного оборудования.

3.4 Возможные неисправности ОНК и способы их устранения3.4.1 Программно-аппаратные средства ОНК позволяют проверить исправность основных его узлов и локализировать неисправность путем выдачи на индикатор ее кода.

3.4.2 При неработоспособности ограничителя поиск его неисправности рекомендуется проводить в следующей последовательности:

Проверить БОД и датчики на отсутствие внешних механических повреждений;

Проверить исправность механизмов привязки датчиков;

Проверить кабельную разводку, исправность электрических соединительных цепей датчиков и блока обработки данных (БОДа).

3.4.3 Неисправности ограничителя, которые могут быть диагностированы и устранены непосредственно на кране, приведены в таблице 4.

Примечание - В таблице 4 принято следующее сокращение: ИМ - инструкция по монтажу, пуску и регулированию ЛГФИ.408844.009 ИМ.
Таблица 4


Характер и проявление

неисправности


Вероятная причина

неисправности


Способ устранения

неисправности


При включении тумблера

питания загорается только

красная лампа, не горит или мигает индикатор ВКЛ


Поврежден кабель питания ОНК.

Сгорел предохранитель.

Замыкание в цепях питания датчиков


Заменить поврежденный кабель.

Заменить предохранитель.

Отключить датчики и определить наличие КЗ в одном из них


После выхода ОНК в рабочий режим мигают светодиоды координатной защиты по углу поворота и звучит звуковой сигнал даже при расположении стрелы в рабочей зоне

Обрыв или КЗ в цепях датчика

поворота платформы (азимута).

Неправильно установлен ДУГ на оси вращения крана.

Неисправен потенциометр ДУГ


Восстановить обрыв или КЗ в

Проверить ДУГ и произвести его новую привязку по п. 4.2 ИМ.

Заменить датчик


После выхода ограничителя в рабочий режим звучит звуковой сигнал и на верхнем индикаторе отображается код

"Е 01"


Обрыв или КЗ в кабеле поршневого ПрД.

Уход нуля ПрД.

Неисправен ПрД


Провести коррекцию нуля ПрД по пп. 4.6.1, 4.6.5 ИМ.


П
Продолжение таблицы 4
осле выхода ограничителя в рабочий режим звучит звуковой сигнал и на верхнем индикаторе отображается код

"Е 02"


Обрыв или КЗ в кабеле штокового ПрД.

Уход нуля ПрД.

Неисправен ПрД


Устранить обрыв или КЗ в кабеле.

Провести коррекцию нуля ПрД по пп. 4.6.1, 4.6.3 ИМ.

Заменить ПрД и произвести его настройку по п. 4.6 ИМ


То же, но отображается код

"Е 03"


Обрыв или КЗ в кабеле ДУГМ.

Неисправен ДУГМ


Устранить обрыв или КЗ в кабеле.

Заменить датчик и произвести его привязку по п. 4.5 ИМ


То же, но отображается код

"Е 04"


Обрыв или КЗ в кабеле ДД.

Неверная установка начального положения датчика или нарушена регулировка канала длины


Устранить обрыв или КЗ в кабеле.

Проверить правильность установки ДД и произвести его новую привязку (пп. 3.3; 4.4.4-4.4.8 ИМ)


То же, но отображается код

"Е 12"


Сработал или неисправен выключатель ограничителя сматывания каната

Если выключатель сработал, поднять груз; если неисправен - проверить кабельную разводку или заменить выключатель

То же, но отображается код

"Е 13"


Ограничитель находится в режиме ожидания проверки выключателей, связанных с ручками управления крана

Выполнить операции по п. 3.3.1 настоящего руководства

Отображается код "Е 10"

Отказ МЗОНа, нет 24В на нем

проверить питание, заменить

Отображается код "Е 11",

Антенна МЗОНа в зоне ЛЭП

Ввести координатную защиту,

переключить диапазон


То же, но отображается код

"Е 21"


Отказ кварцевого резонатора

Заменить резонатор или плату контроллера и произвести привязку и настройку ОНК по ИМ

То же, но отображается код

"Е 22"


Постоянно замкнута одна из кно-

пок клавиатуры БОДа


Заменить плату модуля индикации БОДа

10 То же, но отображается код

"Е 23"


Сбой программы

Нажать кнопку СБРОС и произвести настройку часов

11 То же, но отображается код

"Е 24"


Сбой контрольной суммы микросхемы настроечного ПЗУ (DD7)

Провести привязку и настройку

ОНК по ЛГФИ.408844.009 ИМ


То же, но отображаются коды

"Е 25", "Е 26", "Е 27" или "Е 28"


Отказ микросхем настроечного ПЗУ (DD7) или "черного ящика" (DD8 - DD10)

Заменить плату контроллера.

Произвести привязку и настройку ограничителя


П
Продолжение таблицы 4
осле выхода ОНК в рабочий режим звучит звуковой сигнал и на верхнем ИЖЦ отображаются коды "Е 30", "Е 31"

Сбой введенного режима стрелового оборудования и опорного контура ("Е 30") или запасовки ("Е 31")

Произвести ввод режима работы

То же, но отображается код

"Е 32"


Сбой введенных ограничений

координатной защиты


Нажать соответствующие кнопки ввода ограничений

То же, но отображается код

"Е 33"


При работе с гуськом стрела

выдвинута не на полную длину


Выдвинуть стрелу

Не изменяются масса груза и момент при поднятии грузов разных масс (или равны нулю)

Перепутаны местами поршневой и штоковый преобразователи давления (ПрД)

Установить преобразователи согласно инструкции по монтажу ЛГФИ.408844.009 ИМ

При работе ОНК c соответствующими нагрузками не загораются лампы НОРМА, "90 %, СТОП"

Неисправна плата индикации

Заменить плату индикации

На верхний ИЖЦ выдается код "Н ХХ"

Переключатель в боковом окне БОДа находится в положении

НАСТРОЙКА.

Отказ переключателя


Установить переключатель РА-БОТА-НАСТРОЙКА в положение РАБОТА.

Заменить плату контроллера и роизвести привязку и настройку ограничителя


На нижний ИЖЦ выдается код "Р-ХХ"

Ограничитель ждет ввода режима работы крана

Произвести ввод режима работы

(п. 3.3.2 настоящего руководства)


Показания ИЖЦ не изменяются или изменяются хаотично

Сбой программы

Нажать на одну секунду кнопку СБРОС

При М ОПР

Установленная запасовка не соответствует массе поднимаемого груза или стрела крана находится в запрещенной зоне работы

Произвести ввод режима работы (запасовки) по п. 3.3.2 настоящего руководства

Значение Qmax равно 6 т независимо от величины вылета

Сработала или неисправна кнопка ускоренного подъема груза

Проверить наличие напряжения 24 В на проводе "39" жгута ОНК (см. рисунок 2), выявить и устранить причину его появления

Прибор безопасности ОНК-140 - один из первых, которым оснащались отечественные грузоподъёмные машины. Он был разработан и начал серийно выпускаться ещё в 90-х годах прошлого столетия, и «Арзамасский приборостроительный завод» поставлял его на все крановые заводы России. Таким образом, на рубеже веков появились краны с ОНК-140: автомобильные, башенные , самоходные на спецшасси (колёсных) и так называемые стреловые «пневмоколёсники». В настоящее время первые модификации прибора ОНК-140 - уже уходящие в прошлое предшественники и «дедушки» следующих современных электронных блоков безопасности кранов, к которым относятся серии приборов ОНК-160С , ОГМ-240. В ряде случаев, когда владелец подъёмной машины хочет купить ОНК-140 старой модификации, ему уже предлагают заменить такой прибор на новый, более «продвинутый». Тем не менее, у комплексного электронного устройства ОНК-140 есть ряд функций, с выполнением которых оно отлично справляется вне зависимости от течения времени, поэтому различные исполнения этого прибора ещё долго будут предлагаться и приобретаться на рынке комплектующих к спецтехнике.

В качестве самой главной функции прибора, как правило, выделяют именно защиту от перегрузки крана, от подъёма груза неразрешённого веса на слишком длинной стреле и в прочих ситуациях, не соответствующих заявленным техническим характеристикам и возможностям машины. Прибор зачастую называют именно «ограничителем нагрузки крана ОНК-140». Тем не менее, это слишком узкое суждение о возможностях этого электронного блока с памятью и процессорной платой, работающего с большим набором датчиков, располагаемых на различных рабочих органах подъёмной машины. Устройство ОНК-140 отслеживает в контуре обратной связи безопасность работы машины в комплексе, и не всегда можно сказать, что опаснее для крана в той или иной нештатной ситуации - перегруз или проваливание опор вывешивания в мягкий грунт, когда машина может опрокинуться. Для такого «ситуационного управления» и призвана в помощь электроника.

Что может прибор ОНК-140

Для наглядности сведём в таблицу все задачи, которые может выполнять прибор ОНК-140:

Номер функции

Описание

Какие датчики задействованы

Функция 1

Защита от опрокидывания в результате перегрузки

Датчик длины стрелы ДДС

Датчик угла (азимута) ДА

Датчик давления (преобразователь давления ПрД)

Функция 2

Защита от опрокидывания машины, которое может случиться при проваливании опор в неустойчивый грунт

Маятниковый датчик угла, измеряет угол подъёма стрелы в абсолютных величинах, модель ДУГМ1

Функция 3

Координатная защита, своеобразная «парковочная функция» для предотвращения столкновения с другими объектами в условиях ограниченного рабочего пространства, например, на строительном объекте

Датчик азимута, связан с поворотной платформой автокрана, устанавливается недалеко от ОПУ

Функция 4

Защита от опасного приближения к высоковольтным ЛЭП, за которые может зацепиться стрела, крюковая обойма, груз

Модуль защиты от опасного напряжения МЗОН

Функция 5 - «чёрный ящик»

Хранение в памяти, регистрация крановых операций, параметров крана

Стоит упомянуть, что последователи прибора ОНК-140 - например, более «развитые» модификации ОНК-160С (одних только их разновидностей для установки на разные машины существует до сотни) - имеют больше возможностей и функций. Их датчики и цепи обратной связи можно встраивать уже и в гидравлику автокрана для отслеживания работы гидропривода, для регулировки скорости рабочих органов. Они стыкуются для передачи данных с современными компьютерами. Появилось понятие настройки комплексного прибора безопасности крана на «короткий» или «углублённый» режим работы, из которых последний очень сложен в наладке, зато отслеживает малейшие отклонения работы крана от заданных параметров. Прибор ОНК-140 работает с более простыми датчиками аналоговых сигналов (например, датчик длины стрелы с барабаном типа ДДС, используемый для телескопических стрел автокранов).

Покупка ОНК-140: сложная наладка - не забудьте профессионалов

При приобретении комплексного прибора безопасности следует принимать во внимание не только сам электронный блок ОНК-140 по цене с набором его датчиков. Его рыночная стоимость формируется в среде естественной конкуренции разных поставщиков, чья сфера деятельности - промышленная электроника и комплектующие для спецтехники, и исходя из реальных затрат фирмы-изготовителя (приборостроителя). В ценах 2016 года она составляет в среднем 100-140 тысяч рублей. Однако следует учитывать и очень большой объём сложных работ по установке прибора, для которых требуются квалифицированные специалисты, - это стоит дополнительных денег.

Например, на автокране при монтаже и наладке ОНК-140 нужно будет провести следующие операции (приводим только некоторые основные , так как этот список на самом деле гораздо длиннее):

  • установку на оголовок стрелы модуля защиты от опасного напряжения МЗОН, причём есть правила и ограничения в его установке (например, нельзя для этой цели сверлить стрелу автокрана);
  • установку датчика ДУГМ на кронштейне, который надо приваривать;
  • монтаж кабельного барабана датчика длины стрелы ДДС и соединение конца кабеля с оголовком стрелы;
  • подключение датчиков давления к штоковой и поршневой областям гидроцилиндра подъёма стрелы;
  • для установки датчика азимута ДА разбирается и затем снова собирается токосъёмник крана;
  • блок обработки данных с датчиков (БОД) ставится в кабину крановщика таким образом, чтобы был доступ для работ с его тыльной стороны, выполняется весь комплекс работ по его подключению к электрическим цепям машины;
  • блокировка концевиков координатной защиты выводится под отдельную кнопку, и т.д.

Затем производится настройка всех датчиков и прибора в целом, начиная от пробной механической (датчики) и заканчивая точной отладкой.

Когда эта непростая работа будет выполнена, прибор ОНК-140 сможет оперативно, при «управлении по ситуации», выдавать следующую информацию, и не только:

  • опасный момент опрокидывания крана;
  • величину вылета крюка;
  • массу поднимаемого груза по факту;
  • длину стрелы;
  • высоту подъёма оголовка;
  • угол поворота платформы;
  • базовые давления в гидросистеме крана и т.п.

© 2024
zane-host.ru - Программы. Компьютеры. Сетевое оборудование. Оргтехника