11.12.2023

Подключение трансляционных усилителей и громкоговорителей. Профессиональная акустика. Ее типы, способы подключения и основные правила расчета


КАК ПОДКЛЮЧИТЬ УСИЛИТЕЛЬ К КОЛОНКАМ
ИЛИ КОЛОНКИ К УСИЛИТЕЛЮ

Рассмотрим пример подключения пассивных колонок к стерео усилителю. Подключение многоканальных систем осуществляется аналогично. Отличие только в количестве колонок.
Акустический кабель обычно имеет на одном из 2-х проводов надпись. Можно использовать провод с надписью для соединения красных клемм, а провод без надписи - для соединения черных. Соединение согласно цвету обязательно. В противном случае - звук будет менее прозрачным, иногда менее громким.

Правило соблюдения одинаковой полярности (красный - к красному, черный - черному) подключения касается не только фронтальных (главных) акустических систем, но и всех остальных тоже (тыловые, боковые, сабвуфер).

Если провод вмонтирован в стену и нет никакой возможности определить соответствие концов проводов возле усилителя и возле колонок, то можно попробовать следующий метод:

1) Находим пальчиковую батарейку AA (1,5 В, можно подсевшую).
2) Снимаем защитную решетку с динамиков колонок (чтобы было видно сами динамики).
3) Подключаем к клеммам колонок 2 проводка.
4) Подключаем к "минусу" батарейки провод, идущий к черной клемме, а к "плюсу" - провод идущий к красной клемме. Смотрим и запоминаем в какую сторону идет ход диффузора (мембраны) динамика (наружу или внутрь).
5) Подключаем к колонкам акустический кабель, которым колонки будут окончательно соединяться с усилителем.
6) Подключаемся батарейкой к этому акустическому кабелю уже со стороны усилителя (ресивера). Меняя полярность добиваемся того, чтобы ход диффузора был в ту же сторону, что и в пункте 4).
7) Провод акустического кабеля, подключенный к плюсу батарейки, подключаем к красной клемме усилителя. Второй провод - к черной.

Биампинг (Bi-Amping) - это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к двум отдельным усилителям. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет увеличения значения нагрузки на усилитель. В случае штатного (параллельного) подключения обоих динамиков колонки, их суммарное сопротивление (общее сопротивление колонки) меньше, чем сопротивление любого из динамиков. Положительный результат не гарантирован.
Би-варинг (Bi-wiring) - это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к одному усилителю двумя отдельными проводами. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет уменьшения сопротивления проводов (по отношению к сопротивлению динамика). Положительный результат не гарантирован.

Что выбрать: ресивер или усилитель?
Ресивер - это усилитель, оснащенный дополнительно радиоприемником и декодером (расшифровщиком) закодированных в разных форматах (Dolby D, DTS и пр.) многоканальных сигналов.
Если мы собираемся смотреть кино - то мы можем либо взять ресивер, либо взять декодер и несколько (по общему количеству каналов) стерео или моно усилителей.

Бытует мнение, что для прослушивания музыки лучше купить стерео усилитель. Он-де вносит меньше искажений всякими дополнительными устройствами. Но это не всегда так. Тут, как и обычно, стоит вопрос в цене. Стоимость усилителя/ресивера ориетировочно (не прописная истина) должна составлять 40 - 100% от стоимости комплекта акустики (не включая сабвуфер).

Производители играются этими значениями в рекламных материалах, поэтому полезно будет знать виды мощностей, которые встречаются в описании усилителей:
I) RMS (Root Mean Squared) – значение мощности (среднеквадратичное или root - это такой способ измерения мощности электроизмерительными приборами) при заданном коэффициенте нелинейных искажений. Измерение обычно проводится для сигнала 1 кГц. Мощность раскачивается до тех пор пока коэффициент нелинейных искажений не достигнет 10%. До достижения максимальной мощности коэффициент нелинейных искажений как правило очень мал, а после достижения резко возрастает.
II) PMPO (Peak Music Power Output) - максимально допустимое пиковое (импульсное) значение сигнала независимо от искажений за минимальный промежуток времени (как правило 10 миллисекунд). Этот параметр для практического применения смысла не имее, т.к. измерение проводится на очень небольшом промежутке времении без учета искажений. Например, в бумбоксах PMPO может достигать и 100 и 1000 Вт:) Но это не "честная" мощность. RMS при этом может быть и 3-10 Вт.
III) DIN POWER (IEJA)- значение максимальной мощности на реальной нагрузке при заданном коэффициенте нелинейных искажений. Измерения проводятся 10 минут для синусоидального сигнала частотой 1000 Гц при коэффициенте нелинейных искажений не превышающем 1 %.
IHF - то же самое, при коэффициенте нелинейных искажений 0,1%.
Этот вид измерений мощности наиболее "правильно" характеризует усилитель с точки зрения потребителя.

4) Диапазон частот - это значения самой нижней и самой верхней частоты выходного сигнала усилителя, при которых уровень этого сигнала колеблется в заданных пределах (для hi-fi порядка +/- 0,5-1 дБ).

Как подобрать колонки к усилителю (практика)
Домашняя акустика
Покупатели звуковой техники подбирают пассивную акустику, провода, усилитель на слух. Но это скорее искусство, чем точный метод. Да и оптимальным результатом такого подбора (для домашней акустики) является не ровная громкость по всем частотам, а приемлемое (приятное слуху) звучание.
Если смотреть по техническим характеристикам усилителя и колонок, то нужно учитывать следующее:
1) Если Вы выбрали акустические системы, то усилитель должен быть расчитан на работу с колонками, с таким входным сопротивлением.
Обычно в усилителях имеются механические или электронные переключатели импеданса (сопротивления) колонок. Перед началом использования колонок их надо перевести в положение, соответствующее сопротивлению Ваших акустических систем.
К чему может привести несоответствие сопротивления колонок сопротивлеию номинальной (на которую усилитель рассчитан) нагрузки (подключаемых колонок) усилителя? В худшем случае к выходу усилителя из строя. А в обычном случае к гораздо худшему качеству звучания. Т.к. ухудшается согласование по частоте усилителя и акустических систем.
2) Усилитель ресивер должен обеспечивать мощность не менее 33% от максимальной мощности колонок. Провода чем толще, тем лучше (сечением не менее 1,5 мм.кв.). А остальное подбирается исключительно на слух.

Студийное оборудование
Для музыкальной (студийной) техники - студийных мониторов преимущественно применяется другой метод. Используется преимущественно активная (со встроенным усилителем) акустика. Это позволяет полностью избавиться от акустических кабелей и в заводских условиях максимально выровнять частотную характеристику акустической системы (акустика + усилитель).
Методика примерно следующая:
В безэховой звукоизолированной комнате с помощью поверенных (проверенного и сертифицированного соответствующими уполномоченными органами) измерителя звукового давления и генератора сигналов измеряется частотная характеристика давления. На разных звуковых частотах измеряется звуковое давление при неизменном уровне сигнала на входе усилителя. Подбором радиоэлементов схемы усилителя и частотных фильтров активной акустической системы, а также регулировкой настроек добиваются возможно одинакового звукового давления на разных частотах.

Как подобрать колонки к усилителю (теория)
Мы используем эту звуковоспроизводящую аппаратуру для следующих целей:
1) Прослушивание музыки
2) Просмотр кино
3) Cоздания музыки (мониторинг, сведение)
Для звуковой аппаратуры, используемой для создания музыки главное - вносить минимум искажений в воспроизводимую фонограмму.
Для бытовой аудиотехники более позволительно вносить некоторые искажения, которые могут даже приукрашивать звук. Поэтому и существует мнение, что одна система больше подходит для тяжелого металла, другая - для электронной музыки, третья - для джаза, четвертая - классики.
Однако, для качественных студийных мониторов (колонки, используемые в студии при создании музыкальной фонограммы) вообще не должен вставать такой вопрос: для какого стиля более подходят данные мониторы? Да, для любого!
В идеале система усилитель - акустический кабель - акустические системы
не должна вносить никаких искажений в звучание фонограммы, которую записали на студии основываясь на звучании качественных мониторов. Музыканты и звукорежиссер настроили звучание музыкального произведения таким образом, чтобы повторить его эмоциональное воздействие на бытовой акустике.

Уши слушателя воспринимают звуковое давление воздуха.
Акустические системы это звуковое давление создают.
Акустические системы в свою очередь преобразуют электрический сигнал фонограммы (музыкальной записи) в звуковое давление воздуха. Зависимость звукового давления на уши (громкости) от частоты звука (высоты ноты) - назовем условно частотной характеристикой звукового давления колонок (или частотной характеристикой чувствительности колонок).
Если мы подаем на вход колонок сигнал с одинаковым напряжением (пусть это будет 5 Вольт) на разных частотах (играем ноты разной высоты), то громкость звучания разных нот будет разной, т.к. Ми 1-й октавы будет создавать, к примеру, давление 1, Ми 3-й октавы - 2, а Ми 6-октавы - 0,5. Значения давлений условные.

ВЫВОД 1:
Даже если мы имеем идеальный усилитель, выдающий во всем звуковом диапазоне (для любой музыкальной ноты), идеально одинаковое напряжение электрического сигнала, то звуковое давление (громкость звука) реальной акустики, подключенной к этому усилителю, все равно будет разным для различных частот (нот).
Влияние акустического кабеля

Но это еще не все:) Чтобы понять вопрос электрического согласования (подбора) пары усилитель - колонки нам нужно обратиться к основам электротехники, в которые я постараюсь глубоко не нырять. Пусть меня строго осудят знатоки электротехники (а заодно и гидродинамики с сантехникой) за грубые допущения и неправильные термины, но постараюсь объяснить так, чтобы было понятно даже людям далеким от техники.
1) Усилитель имеет выходное сопротивление. Это значит, что если выход усилителя перемкнуть проволокой (крайне не рекомендуется:)), то через эту проволоку потечет ток. От величины выходного сопротивления усилителя зависит величина тока. Этот процесс можно сравнить с замкнутой кольцевой водопроводной трубой, воду через которую гонит насос. Сопротивление - это краник врезанный в эту трубу. Откроем его полностью - сопротивление равно 0, ток максимальный. Полностью перекроем - сопротивление равно бесконечности,ток прекратился (ток равен 0).
2) Колонки имеют входное сопротивление. Теперь к выходу усилителя подключаем акустические системы. Это будет, как если бы в нашу водопроводную трубу врезать еще один краник (сопротивление колонок). Чем больше прикрыт этот вентиль, тем больше сопротивление колонок, тем меньше поток воды в трубе.
3) Ах, да, мы же забыли самое важное, предмет дискусий hi-fi журналов и холливаров интернет-форумов - акустические кабели, соединяющие колонки с усилителем. Они тоже имеют электрическое сопротивление. Врезаем в нашу кольцевую трубу еще по кранику с каждой стороны (1 провод - 1 кран) от краника колонки. Эти краники также влияют на поток воды в трубе.
4) Что такое сопротивление мы примерно поняли. А теперь забудем о водопроводных трубах. Иначе мы совсем запутаемся.
Усилитель отдает свою электрическую энергию колонкам. Колонки преобразуют электрическую энергию усилителя в энергию звукового давления. По законам электротехники, чтобы усилитель отдал 100% своей энергии колонкам его выходное сопротивление должно равняться входному сопротивлению колонок. Если выходное сопротивление усилителя отличается от сопротивления колонок, то усилитель отдает колонкам только часть своей энергии.
На разных частотах (для разных нот) сопротивления усилителя и колонок меняются. И они меняются поразному. Таким образом, усилитель на разных частотах отдает в колонки то больше энергии, то меньше. Чем меньше энергии попадает в колонки, тем ниже громкость звука.
Для примера (вымышленного, но наглядного:)) возьмем следующие частоты:
20, 1000, 20000 Гц.
Допустим усилитель на этих частотах имеет сопротивление:
2, 4, 3 Ом.
Колонки на этих частотах имеют сопротивление:
8, 10, 6 Ом.
Соответственно на разных частотах в колонки попадет различное количество энергии:
10, 12, 11 %.

ВЫВОД 2:
В связке реальный усилитель - реальные колонки на разных частотах, в колонки отдается различное количество энергии усилителя. Это происходит из-за того, что выходное сопротивления усилителя и входное сопротивление колонок изменяются по-разному на различных частотах.
На эту неравномерность накладывается неравномерность звукового давления на разных частотах (см. вывод 1). Что делает настройку этой связки уши человека - колонки - усилитель еще сложнее.

Но вернемся к акустическим кабелям, соединяющим усилитель и колонки. Если они слишком тонкие (сечение менее 0,5 квадратных миллиметров) и/или слишком длинные они могут уже иметь сопротивление, сравнимое с выходным сопротивлением усилителя и входным колонок.
В звуковом диапазоне сопротивление акустического кабеля остается практически неизменным, а в сравнении с сопротивлениями усилителя и колонок, можно сказать, что и неизменным.
НО, это не значит, что на разных частотах оно одинаково влияет на долю энергии, попадающей из усилителя в колонки.
Усилитель работает теперь на двойную нагрузку: к сопротивлению колонок добавляется сопротивление проводов. Часть мощности усилителя теперь рассеивается на проводах (нагревает провода, не доходя до колонок). Это приводит к уменьшению громкости звука (звукового давления). Если, например, сопротивление колонок равно 8 Ом, а сопротивление 10 метровых тонких проводов 0,6 Ом.

Кому интересен расчет сопротивления акустических кабелей, вот он:
Удельное сопротивление меди 0,0167 Ом*мм2/м (провод сечением 1 кв.мм длиной 1 метр).
0,5 мм2 = 0,0167/0,5 = 0,03 Ом*мм2/м (провод сечением 0,5 кв.мм длиной 1 метр)
10 м x 2 = 0,6 Ом (2 провода сечением 0,5 кв.мм длиной 10 м)

См. формула и таблица сопротивлений акустических кабелей
По законам электротехники мощность рассеиваемая (выделяемая) на проводах изменяется в зависимости от соотношения сопротивлений усилителя и колонок. А это соотношение (разница между сопротивлением усилителя и колонок) меняется на разных частотах (для разных нот).
ВЫВОД 3:
Если бы провода не имели сопротивления, то громкость нот менялась бы по одному закону. А при наличии постоянного сопротивления проводов - по другому. Причем провода влияют таким образом, что на одних частотах колонки звучат громче (чем если бы провода не имели сопротивления), на других - тише.
Кроме того я скажу, то сопротивление колонок, длинных кабелей и усилителя меняются в зависимости от частоты проходящего через них электрического сигнала. Называется это явление зависимости сопротивления от частоты реактивным сопротивлением.

Поэтому-то в колонках hi-fi и предпочтительнее сопротивление 8 Ом и более, чтобы снизить влияние проводов и выходного сопротивления усилителя.
Как подобрать усилитель для колонок, как подключить колонки
В этой статье мы рассмотрим, как правильно подключить колонки к усилителю, и из чего исходить при подборе компонентов системы усилитель - акустический кабель - акустические системы.

Однако, если длина кабеля 3 м, а сечение 2,5 кв.мм, то можно считать, что его сопротивление равно 0. Дорогие и не очень дешевые фирменные кабели из качественной меди не столь склонны к окислению, чем обычный сетевой кабель для электропроводки. Поэтому лучше использовать специальный акустический кабель для подключения колонок, т.к. зачищенный от изоляции его конец со временем не сильно помутнеет и позеленеет по сравнению с кабелем для электропроводки.

Что же у нас получается в итоге?
1) Неравномерное по частоте преобразование электрической энергии в звуковую.
2) Неравномерная по частоте доля передаваемой энергии от усилителя к колонкам.
3) Эти эффекты накладываются друг на друга.

ВЫВОДЫ:
В домашних условиях (да и в лабораторных тоже) нам вряд ли удастся не добиться идеальных технических характеристик звуковой аппаратуры.
Подбор на слух аппаратуры для домашнего кинотеатра и прослушивания музыки путем перебора усилителей, кабелей и колонок - весьма трудоемкое занятие с субъективным (в данном случае достаточным) результатом.
Для музыкального применения: сведения (подбор уровней громкости, наложение эффектов и пр.) и мастеринга (подготовка окончательной фонограммы для записи на носитель) требуется более объективно (по измерительным приборам) настроенная аппаратура. Таковой для домашних условий могут являться только активные мониторы.
Предупрежу сразу, с непривычки чистый мониторный звук может показаться неподготовленному слушателю "пресным" и хуже, чем звук привычной акустики. Но после того, как период адаптации проходит, этот звук становится для истинного меломана самым лучшим:)
Что касается акустических свойств помещения, то не так страшен волк, как его малюют. В другой своей статье я рассматривал приемы подстройки звука в разных помещениях.
Тут надо учесть тот фактор, что если звукорежиссер знает на слух недостатки своей мониторной системы (на которой он изготавливает фонограмму), то он их может откорректировать вручную. Но это - опыт и искусство:)

Сегодня на рынке массовой компьютерной акустики (да и не только) преобладают активные колонки. Усилитель уже встроен в их корпус, а это значит, что их достаточно подключить к источнику звука (кабелем или по Bluetooth) и к источнику питания.

Однако старые добрые пассивные колонки тоже не сдаются. Как правило, они применяются в профессиональной сфере и в сегменте Hi-Fi и Hi-End. Высококачественные акустические системы часто не имеют встроенного усилителя: владельцу предлагается докупить подходящий отдельно.

Как выбрать усилитель для колонок правильно? Задача не такая простая: неверный подбор усилителя в худшем случае может привести к их перегрузке и порче. А в самом невинном случае колонки просто не раскроют свой потенциал и не обеспечат вам качественный звук. Поэтому перед тем, как подобрать усилитель к колонкам, надо узнать параметры своих колонок.

Рассмотрим самый простой случай: вы решили купить полный усилитель, а не набор из предварительного и оконечного. Сегодня выпускается достаточно много.

Что надо знать о колонках для выбора

Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики. На что надо обратить внимание?

  • Мощность. Этот параметр обычно указывается и в документации колонок, и на их корпусе. Следует отличать пиковую мощность, на которую колонки способны кратковременно, и номинальную - ту мощность, на которой звук воспроизводится без искажений. Именно на второй мощности следует использовать акустику.
  • Сопротивление. Считается, что, чем сопротивление выше, тем качественнее звук: гасятся шумы и искажения. Однако, в отличие от наушников, где значение сопротивления может колебаться в очень широком диапазоне, колонки обычно имеют сопротивление лишь от 4 до 8 Ом. Важно учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения.

Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры - выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?

Опасности неверного подбора усилителя


Что может пойти не так при неправильном выборе? И как подобрать усилитель к колонкам по мощности так, чтобы избежать возможных проблем? Рассмотрим такие случаи:

  • Мощность усилителя больше мощности колонок. Это не страшно, если вы не будете включать его на полную. В идеале достаточно будет 50-70% от максимума. Более того, такое сочетание, как считается, обеспечивает наиболее качественный звук. Однако есть риск, что однажды вы, забывшись, поставите громкость на максимум - и это повредит диффузорам колонок. Можете пересмотреть «Назад в будущее» — в начале фильма Марти Макфлай именно это и делает, с разрушительными последствиями.
  • Мощность усилителя соответствует мощности колонок. Вроде бы всё идеально. Однако на максимальной громкости акустика начинает выдавать искажения, а усилитель на своём максимуме может подавать на колонки постоянный ток, что портит их. Качественные усилители, конечно, снабжают специальными конденсаторами во избежание «жарки» колонок постоянным током. Но лучше не рисковать и запускать такую систему на те же 50-70% громкости от силы.
  • Мощность усилителя меньше мощности акустики. Казалось бы, здесь риск исключён. Однако нет: опасность «жарки» постоянным током, если усилитель работает на полную, всё ещё есть. Если же включить его на 60-70%, риск исключается. Однако акустика не раскрывает потенциал.

Что же до сопротивления (импеданса), то сочетания сводятся к следующим вариантам:

  • Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Опасное сочетание: такие колонки могут не справиться с подаваемым от усилителя сигналом и испортиться. Лучше его избегать.
  • Сопротивление усилителя соответствует сопротивлению колонок. Идеальный случай.
  • Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Вы не рискуете исправностью техники, однако фактическая выходная мощность будет в полтора-два раза ниже реальных способностей вашей акустики. То есть, колонки толком не зазвучат.

Некоторые усилители оснащаются либо селектором импеданса, либо разными каналами с разным сопротивлением. Такую модель можно просто переключить в режим, соответствующий вашим колонкам. Другие модели совместимы как с 4-омными, так и с 6- и 8-омными колонками, однако мощность будет падать обратно пропорционально сопротивлению. Выигрыш здесь будет в гарантии того, что колонки будут работать исправно. К тому же, если вы однажды задумаетесь, как подобрать колонки под усилитель, у вас будет более широкий выбор.

Вопросы вкуса

Какой звук вы любите: старый мягкий, или современный, «во все частоты»? От этого тоже зависит ответ на вопрос, как подобрать усилитель к колонкам к вашему удовольствию. Ведь если звук вам не по душе, то правильный подбор параметров не спасёт.

Здесь можно рассмотреть два наиболее распространённых типа усилителей:

  • Ламповые. Хотя выражение «тёплый ламповый звук» уже трудно воспринимать без иронии, характер звука всё равно отличается: меньше шумов, меньше искажений при кратковременных перегрузках, дополнительные искажения, которые создают «привкус». Если вы слушаете старую музыку или её современную трактовку, записанную аналоговым способом, с винила, кассет или в высококачественных рипах, то есть смысл прислушаться к «лампе».
  • На интегральных микросхемах. Это более современный тип, отличающийся более точным звуком, без характерных ламповых искажений, придающих «теплоту». Это хороший выбор для современной музыки - от рока до клубных стилей и хип-хопа.

Принципы подбора по совместимости остаются в силе для обоих типов.

Итак, настал момент замены колонок в автомобиле. Как это сделать, и что нужно для этого знать? Определенно, нужно понимать количество заменяемых динамиков, их размер, мощность, которую даст магнитофон или усилитель (при его установке) и желаемую номинальную мощность колонок. А еще хорошо бы понять, куда какие подключать.

Коаксиальные или компонентные

Правильно подобрать динамики не так уж просто. В настоящий момент используются автомобильные колонки двух видов: коаксиальные и компонентные. Коаксиальные колонки включают в себя несколько динамиков сразу, так называемых полос. Бывают двух-, трех- и даже четырехполосные колонки. Компонентные колонки предназначены для воспроизведения лишь определенного сегмента частот: низкого, высокого или среднего.

Сразу оговоримся, ценник между коаксиальными и компонентными колонками различается очень и очень сильно, компонентные колонки относятся к HI-FI и HI-END аппаратуре и стоят дорого, а также требуют наличия профессионального усилителя (возможно не одного) и грамотной установки. Мало того, место установки таких колонок в автомобиле имеет немаловажное значение для общего качества звука.

Нужен ли усилитель?

Не будем вдаваться в особенности усилителей. Просто рассмотрим, что он дает и можно ли обойтись без него. Усилитель, прежде всего, нужен для повышения выходной мощности головного устройства. Надписи на коробке магнитолы 4х50 Вт правдивы, но лишь частично, производитель в яркой рекламе показывает пиковую мощность устройства, а мощностей на деле целых три – номинальная, максимальная и пиковая.

Пиковая мощность – это то, что способен выдать магнитофон на пределе возможностей, на короткий срок с чувствительным перегревом встроенного усилителя. Нас интересует номинальная мощность – это нечто среднее между пиковой и простоем во время смены песни, та мощность, которую магнитола отдает большую часть времени.

Соотношение мощностей колонок и усилителя позволит правильно подобрать их друг к другу. Номинальная мощность магнитолы значительно ниже пиковой и для полного звучания хороших динамиков требуется усилитель. Но у колонок тоже есть своя максимальная мощность, и слабую акустику мощный усилитель, скорее всего, очень быстро сожжет. Для автомобильной акустики предпочтителен 30% запас по мощности перед усилителем. Например, если усилитель дает 100 Вт на канал, то колонки желательны на 140 Вт.

Получается, что хорошее головное устройство, например топовый «Пионер», потянет средней мощности динамики без усилителя, но если нужно заставить играть мощные колонки, придется устанавливать усилитель.

Как установить динамики большего размера

В автомобиле предусмотрены штатные посадочные места под колонки. Но как быть, если нужно установить динамики большего диаметра? С такой проблемой можно столкнуться при установке колонок в двери автомобиля. Для качественного монтажа применяют специальные подиумы, которые покупаются уже готовые или изготавливаются под конкретную модель авто и размер колонок.

Подиумы помогают динамикам звучать лучше за счет дополнительного объема, который они дают, и позволяют установить динамики нужного размера. На заднюю полку автомобиля тоже иногда устанавливают подиумы, но это делается в основном для улучшения качества звука.

Количество колонок в автомобиле

Ставить в автомобиль 2 динамика или 4 динамика, а может 6? На чистоту звука влияет качество колонок, а не их количество. Очень многие автовладельцы ограничиваются двумя среднечастотными компонентными динамиками в передних дверях и пищалками на стойках, сзади же ставится сабвуфер, который отыгрывает низкие частоты. Таким образом, весь спектр звука в автомобиле раскрыт.

Также популярен вариант установки 4-х коаксиальных динамиков, в передние двери 2х-3х полосные, в заднюю полку 3х-4х полосные. Количество колонок, которые можно установить, ограничен лишь размером автомобиля и желанием его владельца. На различных конкурсах по автозвуку можно увидеть автомобили с десятками колонок, установленных по всей машине. Вам вполне может хватить 2 динамиков в передних дверях, все зависит от музыкальных предпочтений.

Подключение

При замене колонок или установке новых обратите внимание на качество и состояние проводки. Тонкие, с соединениями на «скрутках» провода не способны передавать звук качественно и без потерь. Существует специальная проводка для передачи аудиосигнала – представляет собой многожильный медный или серебряный экранированный кабель.

Для чистого и качественного звука необходима установка такой проводки. Протянуть новые провода взамен старых довольно просто, привяжите к концу старой проводки новый кабель и аккуратно протягивайте за другой конец провода. В процессе подключения очень важно не перепутать полярность, широкая клемма на динамике – это плюсовой контакт.

При подключении колонок через усилитель проводка от магнитолы протягивается до места расположения усилителя, а от него расходится к колонкам. Провода питания усилителя не должны протягиваться вместе с аудиопроводкой, желательно разнести их подальше друг от друга, так можно избежать помех от наводки. Усилитель нагревается при работе, для его нормального охлаждения требуется свободное пространство.

Важно не забыть подключить аудиосистему через предохранитель, мощность которого рассчитывается по формуле «Выходная мощность/12вольт=количество ампер предохранителя». Например, установлены 4 колонки по 40 Вт каждая /12=13.3, ставим плавкий предохранитель 15А.

  • Допустим, на колонках 2 входа RCA (тюльпаны), то производится подключение с помощью аудиокабеля Mini jack (джек 3.5 мм) на 2 RCA. Mini jack подключается к звуковой карте (зеленый выход), если вы хотите использовать их как фронтальные динамики или как стереопару. Либо с помощью аудиокабеля 2 RCA — 2 RCA и переходника mini jack на 2 входа RCA.


  • На колонках по 2 клеммы. В таком случае вам подойдет кабель от любых наушников с mini Jack 3.5 мм. Отрезаете динамики и аккуратно зачищаете провод. Подключаете зачищенные концы в клеммы, а mini Jack штекер в звуковую карту.
  • Купите недорогой стерео усилитель, особенно если вы хотите использовать колонки от в прошлом приличного музыкального центра, это оправдает затраты.

P.S. Особой громкости звука таким способом подключения колонок к компьютеру не добиться, выходная мощность будет в несколько Ватт, так как для пассивных динамиков требуется усилитель, но хотя бы избавите свои колонки от участи попасть в мусорное ведро.

Как подключить колонки 5.1 к компьютеру (активная акустика)

Подключение активной акустической системы для ПК довольно простое занятие, поэтому распространяться на эту тему не буду, но все-таки вопросы у многих возникают.

Необходимо разобраться сколько выходов или гнезд имеет звуковая карта вашего компьютера. Как правило, современные встроенные звуковые карты позволяют использовать акутику 7.1 (на материнской плате отмечены цветными гнездами).

Зеленый выход — фронтальные (передние) динамики

Оранжевый выход — центральный канал и сабвуфер

Черный выход — тыловые (задние) динамики

Серый выход — боковые динамики (колонки окружающего звука)

Синий — линейный вход (электроакустическая гитара, плеер и т.д.)

Розовый — микрофон.

В зависимости от этого вы сможете подключить колонки к компьютеру. Если решили подключить колонки 5.1, то будет задействовано несколько гнезд (зеленое, оранжевое, черное). Подключите кабель с зеленым штекером в разъем аудиовыхода (зеленого цвета) на задней панели системного блока и т.д. Подключите кабели в соответствующие разъемы (ориентируйтесь по цветам) на модуле управления звуковой картой, приподключении кабеля в звуковую карту программа покажет какой тип динамика обслуживает конкретное гнездо. В результате все 3 вышеупомянутых разъема на модуле должны быть задействованы. Колонки и сабвуфер подключается кабелем RCA — RCA (тюльпан — тюльпан), один конец кабеля в сабвуфер (так как чаще всего в нем усилитель), а другой конец к соответствующему динамику. На сабвуфере каждый выход RCA подписан в соответствии с типом динамика, так что не ошибетесь.

Настройте компьютер, выбрав 6-канальный режим в приложении драйвера звуковой карты и в панели управления звуком Windows. Если у вас акустическая система 7.1, то вам придется дополнительно задействовать серый разъем на материнской плате для боковых динамиков. На крайний случай используйте инструкцию к материнской плате, особенно при подключении разъема наушников и микрофона на передней панели системного блока вашего ПК.

Подключение колонок к компьютеру через S/PDIF (цифровой выход)

При подключении акустики 5.1 через SPDIF, вам понадобится кабель SPDIF (оптический или коаксиальный).

Входы и выходы коаксиального SPDIF выполнены на разъемах типа RCA. Цифровой сигнал передается по обычному кабелю с соответствующими разъемами. В коаксиальном SPDIF данные передаются в виде электрических импульсов по обычным проводам, которые подвержены всевозможным наводкам. В принимающем устройстве все эти наводки отфильтровываются, однако вероятность потери части данных все равно присутствует.

Оптический SPDIF использует для передачи данных оптический кабель. Его входы и выходы выполнены на разъемах типа Toslink, которые закрываются заглушками, по которым очень легко узнать этот тип интерфейса. Также в звуковых картах Creative и не только встречается оптический интерфейс, который использует кабель mini Toslink. Оптический кабель совершенно не реагирует на магнитные поля, поскольку данные передаются в виде световых импульсов. Поэтому считается, что оптический интерфейс передачи цифровых данных гораздо лучше защищен от внешнего воздействия, чем коаксиальный. В спутниковых ресиверах используется именно оптический вид интерфейса SPDIF.

Тип подключения будет зависеть от того, какой тип интерфейса подключения внешних источников сигнала имеется на корпусе усилителя вашей акустической системы.Вам достаточно подключить кабель к цифровому выходу вашей материнской платы и соединить его с соответствующим входным цифровым разъемом на акустической системе (усилитель или сабвуфер акустической системы со встроенным усилителем). Необходимо изменить в интерфейсе аудиокарты порт выхода сигнала с аналогового на цифровой (если конечно драйвер сам не определит подключение к цифровому выходу). Схема подключения непосредственно колонок остается той же, что описана выше.Игры выводят звук напрямую без различных сжатий поэтому у Вас все равно не получится получить больше стерео звука из игры по S/PDIF. Чтобы исправить этот недостаток у Вас должна быть звуковая карта поддерживающая Dolby Digital Live или DTS Connect. Эти технологии позволяют налету кодировать многоканальный звук из игры 5.1 или 7.1 в цифровой Dolby Digital или DTS и передавать напрямую через S/PDIF.На практике при включении одной из данных технологий весь звук который проигрывается на аналоговых выходах будут перекодирован и отправлен на цифровой S/PDIF, правда часто для того чтобы звук проигрался именно на аналоговом выходе Вам придется ставить аналоговые выходы звуковой карты как устройство по умолчанию в панели настройки звука Windows, а для многих приложений просто выбирать аналоговые выходы вручную.Например в нормальном режиме в панели настройки звука в Windows выбран S/PDIF как устройство по умолчанию. В проигрывателе музыки указан также S/PDIF. Теперь, чтобы получить звук 5.1 из любого источника следует:

  • выбрать одну из технологий кодирования звука 5.1 Dolby Digital Live или DTS Connect в настройках звуковой платы;
  • в панели настройки звука Windows выбрать основным устройством аналоговые выходы звуковой карты;

Заблуждения пользователей:

Заблуждение №1 . Когда Вы закончили играть следует переключить все обратно для корректной работы. Если держать одну из технологий кодирования налету всегда включенной у Вас не получится просматривать и прослушивать файлы с многоканальным звуком, так как они и так уже закодированы и требуют вывода напрямую на S/PDIF.

Решение: ничего переключать не требуется, смотрите фильм в стерео — раскладывается на 5.1, смотрите видео с дорожкой DTS или Dolby — звук идеально раскладывается по каналам. Это можно заметить даже на плеере, который умеет переключать звуковые дорожки, например, The KMPlayer.

Заблуждение №2 . Кодирование налету стерео звука из mp3 файла с помощью Dolby Digital Live или DTS Connect будет в разы уступать аппаратному разложению такого звука на колонках или ресивере.

Решение: Если к ресиверу будет подключена акустика аналогичного качества, то разница будет не столь значительной. Главное в настройках THX Studio Pro (или подобный «улучшайзер» звуковой карты) не забыть отключить опции, которые создают различные эффекты: например, выделяет голос на общем звуковом фоне. Многое зависит и от звуковой карты, Creative Titanium HD справляется с этим «на ура».

Как подключить колонки к телевизору (активные)

  1. Через 2 кабеля RCA-RCA (тюльпан — тюльпан) одни концы в L и R выходы, другие в колонки, если у колонок на задней панели RCA входы.
  2. Если от колонок отходит лишь кабель с mini Jack на конце, то подключайте в разъем для наушников на вашем телевизоре.
  3. Собираетесь подключить полностью музыкальный центр, то с помощью кабелей RCA-RCA в L и R выходы телевизора, выставьте режим AUX на музыкальном центре и подключите кабеля RCA во вход AUX на задней панели вашего центра. Если в телевизоре выход звука в виде гнезда mini Jack (черный, как правило), то вам понадобится кабель-переходник mini Jack — 2 RCA.

Каждый автолюбитель, который ценит качественный звук, хоть раз задумывался о необходимости подключения хорошей акустической системы. Разумеется, ни одна нормальная акустика не обходится без установки такого важного элемента, как усилитель. В статье мы расскажем о том, как своими руками подключить усилитель к магнитоле, что для этого необходимо и как правильно подобрать место для саба.

[ Скрыть ]

Подготовка к установке

Если не знаете, как поставить и как подключить усилитель в машине, то необходимо ознакомиться с некоторыми нюансами этого вопроса. Просто так установить сабвуфер туда, куда будет удобно вам — не лучший вариант. Чтобы звучание было наиболее качественным, следует учесть несколько моментов, о которых расскажем ниже.

Выбор места под усилитель

Перед тем, как осуществить , необходимо определиться с местом. Место расположения определяет длину проводов, которые будет использовать для подсоединения устройства к колонкам. Если решили произвести монтаж саба в багажнике, то учтите, что для подсоединения к магнитоле потребуется купить провода для подключения к ней и к динамикам. Это около 5 метров для мультимедиа системы и около 3-5 метров для каждой колонки. Этот параметр необходимо точно рассчитать, поскольку кабеля будут укладываться в обшивке, а значит, не по прямому участку.

Выбирая место для устройства, учитывайте, что саб выделяет много тепла. Чтобы правильно установить элемент согласно схеме, подберите место, где будет нормальная циркуляция воздуха. Никогда не ставьте саб боком или вверх ногами, не накрывайте устройство вещами или ковриками. Если установка усилителя будет осуществляться под водительским сиденьем, то сможете сэкономить на проводке, тем более, что чем меньшей будет длина кабеля, тем лучше будет звук. Так как на длинном проводе может теряться часть сигнала.

Если решили установить два усилителя с линейными выходами, то один из них можно поставить впереди и подключить его к колонкам, а второй — сзади и подсоединить к сабвуферу.

Вариантов правильной установки устройства с линейным выходом и подключения к авто много, каждый из них рассмотрим вкратце:

  1. В передней части салона авто, в центре. Такой вариант установки усилка двумя или одним линейным выходом является оптимальным. Сможете добиться отличной связи с динамиками, соответственно, уровень переходной частоты будет расширен. Если являетесь владельцем малогабаритного авто, т. е. свободного места впереди мало, такой вариант подключения устройства будет невозможным. Он актуален для микроавтобусов или внедорожников, но в любом случае сабвуфер должен быть по своим размерам.
  2. В багажном отделении, динамик направлен вперед. Если два усилителя с линейными выходами, то один можно установить впереди, а второй именно таким образом. Вам потребуется больше проводов для реализации этого проекта, зато устройство будет располагаться сзади и никак не повлияет на свободное пространство в салоне.
  3. Вариант установки усилителя с линейным выходом на задней полке будет актуален для транспортных средств в кузове купе или седан. Задняя полка должна быть прочной и выдерживать серьезные нагрузки.
  4. Под водительским или пассажирским сиденьем — еще один вариант схемы установки компонента в авто и подключения к штатной магнитоле. Так всегда сможете при необходимости демонтировать устройство и проверить его работоспособность. Если устройство установлено впереди, его можно подключить к штатной магнитоле и двум динамикам. На это уйдет меньше проводов и это будет правильно, ведь чем меньше будет длина провода, тем лучшим будет звук.

Провода для подключения

Установка усилителя и подключение к штатной автомагнитоле и двум или четырем динамикам осуществляется с применением специальных проводов. Все просто — идете в магазин и приобретаете готовый комплект кабелей для монтажа. Если провода изготовлены в Китае, то учитывайте, что качество звука будет более низким, но такой вариант будет оптимальным, если занимаетесь данной процедурой впервые. Но если хотите добиться отличного качества звука из двух колонок или четырех, то желательно приобрести эти кабеля отдельно.

Точных правил для установки устройства в авто нет, но оптимальным вариантом будет использование медных многожильных проводов. Помните, что обычные одножильные провода для этого не подходят, покупайте только многожильные кабеля. Если выполняете процедуру монтажа впервые, то рекомендуем приобрести провода ПВС — они продаются в тематическом магазине с электрикой. Для передних двух и задних динамиков подойдут провода ПВС 2*2,5, для твиттеров — 2*1,5, а если решили дополнительно установить сабвуфер, то маркировка должна быть 2*4. Многое зависит от длины кабеля и мощности динамиков — если провод длинный, то он должен быть наиболее толстым.

Аналогично решается вопрос с подключением силовых кабелей для усилителя, то есть подключения к плюсу и минусу. Автолюбители утверждают, что если устраивает простая музыка без эффектов, то подойдут обычные кабеля — один подсоединяется к кабелю, питающему штатную магнитолу, а другой — к кузову авто, то есть массе. Не рекомендуем так делать, т. к. при работе мультимедиа системы могут возникнуть потери, а это отразится на качестве звука.

Оптимальным вариантом будет монтаж силовых кабелей от устройства напрямую к аккумулятору машины, для этих целей используется наиболее толстый провод. Сегодня автомобилисты выбирают кабеля бренда КГ, толщина которых составляет 25-35. Помните, что плюсовой кабель необходимо подключать через предохранитель, его номинал выбирается в соответствии с номиналом предохранителя, установленного на усилке.

Что касается дополнительного предохранителя, то его желательно установить на расстоянии не дальше, чем 0.3 м от АКБ машины. Неважно, где будет установлено устройство — на полке, под сиденьем или в другом месте — чтобы подключить питающий кабель, используйте одножильный провод, он никак не повлияет на качество звука.


Если нет желания приобретать кабеля типа ПВС или КГ, можно остановить выбор на специальных акустических элементах. Их качество по сравнению с многожильными, на порядок ниже, но они подойдут для монтажа простой акустики в машине. Если решили выбрать установочные комплекты для автомагнитолы, то лучше выбрать комплект с более толстым проводом. Это позволит улучшить качество звучания и подсоединить к кабелям два усилителя. Для этого можно использовать силовые кабеля, сечение которых будет не менее 21 мм кв., а длина должна составить не более 5 метров, минус и плюс в данном случае должны иметь одинаковое сечение.

Отдельно расскажем о межблочных кабелях. Если приобрели целый комплект для подключения, то эти провода идут в комплекте. Разумеется, они будут функционировать, но с ними нет качественного звука и не будет, для получения хорошего звучания межблочные кабеля покупаются отдельно. Провода от брендов Чернов и DAXX завоевали внимание потребителей, качество звучания при их подключении высокое. Помните, что межблочные кабеля определяют его качество.

Подключение своими руками

Если решили подключить усилитель к автомагнитоле сами согласно схеме, ознакомьтесь с процессом монтажа. Нет разницы, где будет установлено устройство — под сиденьем авто, рядом с ним или на задней полке. Главное — придерживаться определенной схемы действий.

Инструменты и материалы

Вам потребуются:

  • провода;
  • отвертка;
  • канцелярский нож.

Алгоритм действий

  1. Необходимо подключить межблочные кабеля от автомагнитолы к устройству. Если прибор четырехканальный, то понадобятся две пары проводов, если устройство двухканальное — то достаточно одной пары.
  2. Следующий шаг — монтаж силовых кабелей к прибору, речь идет о плюсовых и минусовых проводах. Оптимальный вариант — монтаж напрямую к плюсовой и минусовой клемме аккумуляторной батареи. Чтобы упростить задачу, можно подсоединить минусовой кабель прямо к кузову авто, ведь его корпус — это и есть масса, так не придется тянуть провод к АКБ. Что касается управляющего кабеля, то он подсоединяется непосредственно к автомагнитоле без проблем.
  3. Ели усилок монтируется в отделение багажное, то укладка кабелей должна осуществляться там, где находится другая проводка. На сегодня многие авто оборудованы специальными каналами для электрики, что позволит изолировать кабеля от внешних воздействий.
  4. Уделите внимание подсоединению кабелей. Чтобы все сделать правильно и музыка в была качественной, а сигнал проходил без потерь, используются акустические клеммы. Одним из важных условий является то, что контакт кабелей должен быть надежным, но если нет возможности приобрести такие клеммы, то можно осуществить подключение и без них. Касаемо конденсатора, то его установка является не обязательной. Подключать конденсатор нужно в том случае, если провода, которые используете, оставляют желать лучшего, а их соединение не прочное.
  5. Завершающим этапом будет монтаж акустической проводки от устройства к музыкальным динамикам авто или сабвуферу. Если спутаете полярность проводов, ничего страшного не произойдет. После монтажа устройства необходимо прослушать, насколько качественно играют динамики, если услышали, что звук репит и играет с шумами, то полярность необходимо поменять. Важное в данном случае — это надежный контакт всех элементов акустической системы, чтобы провода не отсоединились произвольно в результате вибраций.

Заключение

Вы ознакомились с процессом установки усилителя и подключения его к магнитоле авто. Если не хотите столкнуться с проблемами в будущем, то для правильного монтажа должна использоваться качественная проводка. Желание автолюбителей сэкономить в процессе установки приводит к тому, что впоследствии приходится укладывать проводку заново.

Укладка проводки для акустики не должна осуществляться рядом с проводкой питания. При взаимодействии импульсов силовые кабеля могут издавать звучание, похожее на звук сирены. Проводка для питания и аудио систем должна осуществляться по разным сторонам транспортного средства. Процедура монтажа усилка будет считаться законченной, когда проводка будет подключена. Когда все действия завершены, проверьте работоспособность устройства.

Видео «Монтаж усилителя на автомобиль своими руками»


© 2024
zane-host.ru - Программы. Компьютеры. Сетевое оборудование. Оргтехника